Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Наши редакторы рассмотрят то, что вы отправили, и решат, следует ли пересматривать статью.
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Наши редакторы рассмотрят то, что вы отправили, и решат, следует ли пересматривать статью.
Японский сад, в ландшафтном дизайне, тип сада, основная эстетика дизайна которого – простая минималистская природная обстановка, призванная вдохновлять на размышления и медитацию.
Искусство садоводства, вероятно, было завезено в Японию из Китая или Кореи. Записи показывают, что к V веку н. Нара. В период Хэйан (5–724 гг.), когда симметричное шинден преобладал стиль архитектуры, главный сад был разбит с южной стороны дома. Однако с изменением внутренней архитектуры в период Камакура (1192–1333) произошли изменения в саду. Ученые дзенские жрецы, усердно изучавшие искусство создания садов, давали буддийские имена различным камням в дизайне и связывали религиозно-философские принципы с ландшафтными знаниями. Другие убеждения еще больше усложнили дизайн сада. С периодом Муромати (1338–1573) пришла популяризация садов, которые были созданы для того, чтобы ими можно было наслаждаться не только как видами для созерцания, но и как микрокосмосом для исследования. Субъективное настроение стало преобладающим, и сады отражали индивидуальность. Люди требовали сибуми в своих садах — непритязательное качество, в котором утонченность скрывается за заурядной внешностью, заметной только для искушенного вкуса. Жрецы-эстетики, «чайники» и знатоки создавали новые формы садов для ча-сицу, маленькие павильоны или комнаты, построенные для Chanoyu (чайная церемония) и особый стиль, который произвел революцию в японском садовом искусстве.
Последующая мода проектирования в трех различных степенях сложности —голень, Гёи so («разработанный», «промежуточный» и «сокращенный») — также был принят для садов. Многие великолепные сады были разбиты в периоды Момояма (1574–1600 гг.) и Эдо (1603–1867 гг.). Однако центр садовой деятельности постепенно переместился из Киото в Эдо (Токио), резиденцию сёгуна Токугава. На одном этапе произошло утилитарное развитие: в отдельном дворце Хама в Токио был добавлен утиный пруд, а в Кораку-йен в Мито было отведено место для выращивания тростника для древков стрел и слив для военных поставок. Феодалы обычно также имели прекрасные сады в своих провинциальных домах. Довольно много садов пережили отмену феодальной системы после реставрации Мэйдзи 1868 года, но многие знаменитые сады погибли из-за запустения или были принесены в жертву современному прогрессу. Создание общественных парков, которые не были неизвестны даже в феодальные времена, особенно поощрялось по всей Японии с 1873 года. Сады в западном стиле появились вместе с другими западными стилями, но не достигли большого прогресса. Великое землетрясение и пожар 1923 года продемонстрировали утилитарную ценность токийских садов: десятки тысяч человек нашли убежище в парках и в больших частных садах, разбросанных по всему городу.
Виды садов
Японские сады обычно классифицируют в зависимости от характера местности: цуки-яма (“искусственные холмы”) или хира-нива («ровная земля»), каждая из которых имеет свои особенности. Цуки-яма состоит из холмов и прудов, и хира-нива состоит из плоской площадки, изображающей долину или болото; цуки-яма может включать часть, изложенную как хира-нива. Кроме того, каждый тип может быть обработан в любой из трех упомянутых степеней обработки. Горные сады, как правило, включают в себя ручей и пруд с настоящей водой, но есть и особый вариант — каре-сансуи (высохший пейзаж) стиль, в котором камни составлены, чтобы предложить водопад и его бассейн, а для извилистого ручья или пруда гравий или песок используются, чтобы символизировать воду или предложить сезонно высохшую местность.
Есть и другие стили: сэн-тей («водный сад»); рин-сен («лес и вода»); и, в ровных садах, булочка («литературовед»), простой и небольшой стиль, обычно объединяющий бонсай. Чайный сад или Роджи («росистая земля или дорожка») — еще один особый стиль сада, разработанный для удовлетворения требований чайной церемонии. Генкансаки («перед входом») всегда требовали особого обращения — по возможности используется простой изгиб на дорожке, отчасти для того, чтобы скрыть дверь в дом, а отчасти для придания характера фасаду.
Характерные черты
Для японских садов характерны: водопад, состоящий из десяти и более различных аранжировок; родник и ручей, из которого он берет начало; Озеро; холмы, сложенные из земли, выкопанной из котловины для озера; острова; мосты многих разновидностей; и природные камни-хранители. Выбор и эффективное распределение камней являются главным фактором в дизайне сада. После бесконечных экспериментов и глубоких размышлений самые лучшие и тонкие композиции передавались с помощью рисунков. Примечательной особенностью комплекса является изученная неравномерность в расположении ступенек. Chanoyu сад, где сочетаются красота и польза.
В современных японских садах мало цветов и популярны вечнозеленые растения. Требуются простота, сдержанность и последовательность, а не веселье, эффектность или очевидная смена времен года. Вечнозеленая листва предпочтительнее меняющегося вида лиственных деревьев, хотя используются клены и некоторые другие деревья. Как и в случае с камнями, деревья должны быть размещены в саду в соответствии с их естественным происхождением и привычкой роста. Колодцы, как декоративные, так и полезные, каменные водоемы в бесконечном разнообразии, каменные фонари и фигуры, пагоды, беседки и летние домики являются наиболее характерной садовой мебелью. Вместе с подворотнями и заборами — особенно самыми разнообразными содэ-гаки («рукавные заборы»), прикрепленные к стене дома для защиты определенных участков — эти элементы гармонируют природную красоту сада с архитектурными особенностями дома.
Японский сад
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Наши редакторы рассмотрят то, что вы отправили, и решат, следует ли пересматривать статью.
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Наши редакторы рассмотрят то, что вы отправили, и решат, следует ли пересматривать статью.
Японский сад, в ландшафтном дизайне, тип сада, основная эстетика дизайна которого – простая минималистская природная обстановка, призванная вдохновлять на размышления и медитацию.
Искусство садоводства, вероятно, было завезено в Японию из Китая или Кореи. Записи показывают, что к V веку н. Нара. В период Хэйан (5–724 гг.), когда симметричное шинден преобладал стиль архитектуры, главный сад был разбит с южной стороны дома. Однако с изменением внутренней архитектуры в период Камакура (1192–1333) произошли изменения в саду. Ученые дзенские жрецы, усердно изучавшие искусство создания садов, давали буддийские имена различным камням в дизайне и связывали религиозно-философские принципы с ландшафтными знаниями. Другие убеждения еще больше усложнили дизайн сада. С периодом Муромати (1338–1573) пришла популяризация садов, которые были созданы для того, чтобы ими можно было наслаждаться не только как видами для созерцания, но и как микрокосмосом для исследования. Субъективное настроение стало преобладающим, и сады отражали индивидуальность. Люди требовали сибуми в своих садах — непритязательное качество, в котором утонченность скрывается за заурядной внешностью, заметной только для искушенного вкуса. Жрецы-эстетики, «чайники» и знатоки создавали новые формы садов для ча-сицу, маленькие павильоны или комнаты, построенные для Chanoyu (чайная церемония) и особый стиль, который произвел революцию в японском садовом искусстве.
Последующая мода проектирования в трех различных степенях сложности —голень, Гёи so («разработанный», «промежуточный» и «сокращенный») — также был принят для садов. Многие великолепные сады были разбиты в периоды Момояма (1574–1600 гг.) и Эдо (1603–1867 гг.). Однако центр садовой деятельности постепенно переместился из Киото в Эдо (Токио), резиденцию сёгуна Токугава. На одном этапе произошло утилитарное развитие: в отдельном дворце Хама в Токио был добавлен утиный пруд, а в Кораку-йен в Мито было отведено место для выращивания тростника для древков стрел и слив для военных поставок. Феодалы обычно также имели прекрасные сады в своих провинциальных домах. Довольно много садов пережили отмену феодальной системы после реставрации Мэйдзи 1868 года, но многие знаменитые сады погибли из-за запустения или были принесены в жертву современному прогрессу. Создание общественных парков, которые не были неизвестны даже в феодальные времена, особенно поощрялось по всей Японии с 1873 года. Сады в западном стиле появились вместе с другими западными стилями, но не достигли большого прогресса. Великое землетрясение и пожар 1923 года продемонстрировали утилитарную ценность токийских садов: десятки тысяч человек нашли убежище в парках и в больших частных садах, разбросанных по всему городу.
Виды садов
Японские сады обычно классифицируют в зависимости от характера местности: цуки-яма (“искусственные холмы”) или хира-нива («ровная земля»), каждая из которых имеет свои особенности. Цуки-яма состоит из холмов и прудов, и хира-нива состоит из плоской площадки, изображающей долину или болото; цуки-яма может включать часть, изложенную как хира-нива. Кроме того, каждый тип может быть обработан в любой из трех упомянутых степеней обработки. Горные сады, как правило, включают в себя ручей и пруд с настоящей водой, но есть и особый вариант — каре-сансуи (высохший пейзаж) стиль, в котором камни составлены, чтобы предложить водопад и его бассейн, а для извилистого ручья или пруда гравий или песок используются, чтобы символизировать воду или предложить сезонно высохшую местность.
Есть и другие стили: сэн-тей («водный сад»); рин-сен («лес и вода»); и, в ровных садах, булочка («литературовед»), простой и небольшой стиль, обычно объединяющий бонсай. Чайный сад или Роджи («росистая земля или дорожка») — еще один особый стиль сада, разработанный для удовлетворения требований чайной церемонии. Генкансаки («перед входом») всегда требовали особого обращения — по возможности используется простой изгиб на дорожке, отчасти для того, чтобы скрыть дверь в дом, а отчасти для придания характера фасаду.
Характерные черты
Для японских садов характерны: водопад, состоящий из десяти и более различных аранжировок; родник и ручей, из которого он берет начало; Озеро; холмы, сложенные из земли, выкопанной из котловины для озера; острова; мосты многих разновидностей; и природные камни-хранители. Выбор и эффективное распределение камней являются главным фактором в дизайне сада. После бесконечных экспериментов и глубоких размышлений самые лучшие и тонкие композиции передавались с помощью рисунков. Примечательной особенностью комплекса является изученная неравномерность в расположении ступенек. Chanoyu сад, где сочетаются красота и польза.
В современных японских садах мало цветов и популярны вечнозеленые растения. Требуются простота, сдержанность и последовательность, а не веселье, эффектность или очевидная смена времен года. Вечнозеленая листва предпочтительнее меняющегося вида лиственных деревьев, хотя используются клены и некоторые другие деревья. Как и в случае с камнями, деревья должны быть размещены в саду в соответствии с их естественным происхождением и привычкой роста. Колодцы, как декоративные, так и полезные, каменные водоемы в бесконечном разнообразии, каменные фонари и фигуры, пагоды, беседки и летние домики являются наиболее характерной садовой мебелью. Вместе с подворотнями и заборами — особенно самыми разнообразными содэ-гаки («рукавные заборы»), прикрепленные к стене дома для защиты определенных участков — эти элементы гармонируют природную красоту сада с архитектурными особенностями дома.
Что такое японский ландшафтный дизайн?
Пег Алои — профессиональный садовник, работающий с растениями в различных контекстах, от рецептов до садовых фруктов семейной реликвии. Область ее интересов – фольклор растений и трав. Она работала садовым дизайнером для государственного жилья, частных домов и предприятий и проводит семинары по различным темам садоводства.
Кэтлин Миллер — уважаемый мастер-садовник и садовод, которая делится своими знаниями об устойчивом образе жизни, органическом садоводстве, сельском хозяйстве и ландшафтном дизайне. Она основала Gaia’s Farm and Gardens, действующую устойчивую ферму пермакультуры, и пишет для Gaia Grows, колонки в местной газете. У нее более 30 лет опыта в садоводстве и устойчивом сельском хозяйстве.
Японские сады известны во всем мире своей уникальной красотой. Они также являются одними из немногих стилей садоводства, включающих элементы дизайна, которые оставались неизменными на протяжении веков, как подробно описано в картинах, иллюстрациях и литературе. Эта историческая связь добавляет очарования этому привлекательному стилю, а визуальная простота японского ландшафтного дизайна уравновешивается тонкой сложностью лежащих в его основе принципов.
На самые ранние сады в Японии, до 9 века, повлияли китайские модели, вдохновленные странствующими дипломатами. Когда в 794 году была основана столица Киото, сады стали испытывать больше местных влияний, и начала формироваться исконная японская садовая эстетика. Основными типами садов, которые можно было увидеть в этот период, были дворцовые сады, сады вилл и храмовые сады. Многие элементы дизайна возникли из традиционной японской религии синтоизма, которая учит, что боги и духи присутствуют в природном ландшафте.
Одним из ранних японских садов был «Райский сад», в котором были павильоны, соединенные коридорами. Затем появился обычай иметь большое плоское пространство из гравия между садами и главным залом, которое можно было использовать для проведения мероприятий или просто для любования видами сада. Эти гравийные дорожки и дворы также можно увидеть вокруг синтоистских святилищ.
К 12 веку китайское влияние снова проявилось в дзен-буддизме, и родилась популярная эстетика садов дзен. Дзен-сады предназначены для духовной медитации. Также известно, что дзен-сады используют принципы фэн-шуй, также известные как китайская геомантия, система выравнивания энергии через объекты в доме и ландшафте для достижения гармонии и баланса.
Другие традиционные японские сады, элементы дизайна которых нашли свое применение в западном ландшафтном дизайне, включают сад с прудом, чайный сад, сухой ландшафтный сад и огороженный сад. Возможно, самым любимым элементом японского сада является цветение сакуры весной: это ежегодное событие, привлекающее множество туристов в Вашингтоне, округ Колумбия, и в ботанических садах США. Сезон цветения сакуры является национальным праздником в Японии.
Привлекательные осенние оттенки этого японского сада в парке Золотые Ворота в Сан-Франциско показывают тонкие сезонные сюрпризы и изменения, которые могут произойти при тщательном планировании. Дэвид Дениколо / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
Покрытые мхом валуны являются важной частью этого японского сада в Грешаме, штат Орегон. Черные травы обеспечивают отличный цветовой контраст. Адриан Миллс / Flickr / CC BY 2.0
Это цветущее плачущее вишневое дерево в Бруклинском ботаническом саду создает запоминающийся японский пейзаж в этом традиционном саду у пруда. Анна Азарова / Flickr / CC BY 2.0
Японские стили мощения
Несмотря на то, что характерные гравийные дорожки и дорожки дзен-садов являются наиболее распространенным стилем мощения, связанным с японскими садами, существуют и другие возможности. Часто можно увидеть брусчатку из натурального камня, и делается все возможное, чтобы дорожки выглядели естественно и гармонично вписывались в ландшафт.
Эти натуральные камни, плотно пригнанные друг к другу, создают простоватую, но красивую дорожку в этом саду в Тибе, Япония; опавшие летние сливы добавляют еще больше красок и очарования. Йошихару Мори / Flickr / CC BY 2.0
Этот дзен-сад в Орегоне — отличный пример простоты японского садового дизайна и его пригодности для многих климатических условий. Уэсли Ницки / Flickr / CC BY-SA 2.0
Эта каменная дорожка, окруженная бамбуковым забором в саду Киото, представляет собой буйство красок, покрытых опавшими листьями японского клена. Дэмиен Душам / Flickr / CC BY 2.0
Растения для включения
Японские клены — безусловно, самая известная и узнаваемая часть яркого японского пейзажа. Эти деревья бывают самых разных размеров, форм и цветов листвы, и если они подходят для вашей зоны выносливости, они являются очень красивым компонентом японского ландшафтного дизайна. Японские клены очень медленно растут, поэтому имейте в виду, что если вы купите небольшой образец, пройдет несколько лет, прежде чем он вырастет достаточно большим, чтобы заполнить ваш ландшафт. Некоторые из этих деревьев могут вырасти до тридцати футов в высоту, в то время как некоторые экземпляры больше похожи на кустарники и не вырастают выше трех футов.
Цвета осенней листвы японского клена включают бордовый, ярко-красный, темно-оранжевый, розовый и желто-зеленый. Цвет важен в фэн-шуй, а красный цвет важен в японской культуре, символизируя энергию, жизненную силу и силу. Если у вас в саду нет японского клена, подумайте о другом кустарнике с яркой осенней листвой, например, кленовой коре, амсонии или горящем кусте.
Мох также часто можно увидеть в японских садах, особенно цепляясь за скалы и камни. Действительно, в Японии считается, что правильный дизайн сада невозможен без мха. Мох может быть требователен к условиям своего выращивания (он любит влажный, туманный воздух, чтобы процветать), поэтому имейте в виду, что этому элементу дизайна может потребоваться дополнительное внимание.
Другими растениями, которые можно включить, являются пионы (как травянистые, так и ито), цветущая айва («Камея» имеет красивые бледно-персиковые цветы), анемоны, рододендроны, небольшие вечнозеленые растения, декоративные вишневые деревья, деревья с эффектными весенними цветами, такими как цветущий миндаль или красный бутон, камелии. , и азалии. Персиковые деревья также очень популярны в Японии.
Яркий цвет японских кленов осенью делает их фаворитами для динамического дизайна сада. Это дерево в Портленде, штат Орегон, хорошо приспособлено к местному умеренному климату. Адриан Миллс / Flickr / CC BY 2.0
Даже осенью с опавшими листьями извилистые ветви этого японского клена в саду недалеко от Портленда, штат Орегон, поражают воображение. Отсутствующие красные листья все еще отражаются в горящих кустах поблизости, а вечнозеленые растения и выносливые папоротники обеспечат много цвета в конце сезона. Адриан Миллс / Flickr / CC BY 2.0
Этот сад в Киото, Япония, показывает, как простой дизайн с использованием мха, старых камней и японских кленовых деревьев создает характерную обстановку для этого традиционного японского дома. Терухиде Томори / Flickr / CC BY 2.0
Rocks
Скалы и каменные элементы являются очень важным компонентом японского ландшафтного дизайна. В традиционных японских садах камни часто использовались для обозначения животных или фигур из мифологии, таких как тигры или драконы, и выбирались из-за их подходящей формы и размера для создания таких рисунков.
В этом жилом саду в Киото покрытые мхом скалы служат мостовой и акцентируют внимание на дворе из белого гравия. Дэмиен Душам / Flickr / CC BY 2.0
Садовый декор
В садах дзен декоративные предметы или скульптуры, связанные с духовной практикой дзен-буддизма, могут быть включены в сад в качестве центра медитации. Но даже люди, которые не исповедуют дзен-буддизм как религию, могут наслаждаться садом дзен из-за его ощущения покоя и визуальной гармонии. Статуи Будды, Куан Инь или другие японские культурные символы, такие как драконы или пагоды, могут быть добавлены для аутентичного прикосновения.
Эта естественная каменная дорожка и мост подчеркивают каменную скульптуру пагоды в этой мечтательной осенней сцене в японском саду в Сиэтле. Аврора Сантьяго / Flickr / CC BY 2.0
Это безмятежное место в саду Киото является местом для созерцания большого каменного Будды, окруженного лиственными кустами и деревьями. Райнер Шульце / Flickr / CC BY 2.0
Это простое расположение в саду Флориды добавляет нотку дзэнского колорита с его царственной статуей головы Будды и деревенской низкой деревянной скамейкой. Сьюзан Форд Коллинз / Flickr / CC BY 2.0
Особенности воды
Сад с прудом — один из самых популярных традиционных японских садов, в котором в качестве фокуса используется естественный или искусственный пруд. Большинство водных объектов, которые можно увидеть в японских садах, являются естественными или функциональными, а не просто декоративными, а пруд в саду с прудом может содержать рыбу (как в пруду с карпами) или иметь кувшинки в качестве источника пищи для опылителей и земноводных. Но водные объекты также предназначены для того, чтобы быть источниками красоты и созерцания. Небольшие мостики также присутствуют в дизайне японских садов и представляют собой глубоко символическую структуру, олицетворяющую связь между человечеством и природой, а также путешествие в загробную жизнь. Мосты должны выглядеть так, чтобы естественно и органично вписываться в их окружение, чтобы увековечить гармонию в ландшафте. Материалы могут быть самые разные, от натурального камня до дерева, окрашенного красным лаком.
Этот простой деревянный мост в Бруклинском ботаническом саду подчеркивает японский характер этой части, равно как и скульптура из красных ворот храма, японские клены и вишневые деревья. Джеймс Робертсон / Flickr / CC BY 2.0
В этом японском саду в Сиэтле есть мосты из различных материалов, включая натуральный камень и состаренное дерево. Аврора Сантьяго / Flickr / CC BY 2.0
В этом саду с прудом в Хаконе, Япония, есть мостик из натурального дерева, через который можно наблюдать за большими плавающими карпами кои, а также за кустами, деревьями и садовыми скульптурами. Дезза / Flickr / CC BY 2.0
Ограждение
В традиционных японских садах есть уникальные стили ограждений, которые часто изготавливаются вручную с использованием специальных узлов и других методов из натуральных материалов, таких как бамбук или травы. Вы можете добиться подобного вида, используя готовые бамбуковые или ивовые ограждения. Как и в случае с мостами над водными объектами, иногда в японских садах можно увидеть ограждения, окрашенные в красный цвет, который ассоциируется с удачей.
В этой простой сцене запечатлены два типичных элемента ландшафта японского сада: цветущая вишня и простой бамбуковый забор. Хаяшина / Flickr / CC BY 2.0